ПОЧЕМУ РАКЕТЫ НЕ ЛЕТАЮТ

 

«Король наградил каждого обманщика орденом и пожаловал их в придворные ткачи»

Ганс Христиан Андерсен «Голый король»

1. Новейшая история «Ангары»

 

angara

27 июня 2014 г. должно было стать «светлым днем» российской космонавтики. В этот день с космодрома Плесецк должна была наконец-то подняться в воздух новая ракета-носитель «Ангара», которой многие чиновники предрекали судьбу главной «звезды» отечественной ракетно-космической индустрии. Трансляция старта велась в прямом в эфире, и за этим действием, по официальным сообщениям, пристально наблюдали из Москвы. Однако, триумфа не получилось. Автоматика отключила все системы обеспечения ракеты-носителя (РН) за три минуты до ее старта. Очевидно, что специалисты либо не нашли в короткое время точную причину сбоя, либо пришли к выводу о невозможности его устранения непосредственно на стартовом столе, поскольку старт РН «Ангара» на следующий, резервный день – 28 июня, тоже не состоялся. «Ракета-носитель была снята со стартового комплекса, перевезена на техническую позицию, где будет проведен всесторонний анализ. После устранения замечаний новая дата пуска будет объявлена дополнительно» – сообщили РИА Новости в ГКНПЦ им Хруничева, который является головным разработчиком и производителем ракеты-носителя «Ангара».

 

Ситуация с РН «Ангара» в какой-то степени отражает все то, что творилось в российской космонавтике последние 20 лет. Когда с распадом СССР единственный союзный космодром, с которого можно было эффективно запускать тяжелые ракеты типа «Протон», остался в Казахстане, руководство страны и отрасли сразу же озаботились созданием в России новой ракеты тяжелого класса, которая могла бы эффективно выводить полезные нагрузки с российских космодромов и, прежде всего, с северного Плесецка. И уже в 1994 году состоялся конкурс среди ведущих российских разработчиков ракет-носителей, который выиграл создатель «Протонов», «Рокотов», разгонных блоков типа «Бриз» государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева (ГКНПЦ им Хруничева). «Хруничевцы» предложили проект РН «Ангара» с полезной нагрузкой 24,5 тонны, первая ступень которой работала бы не на ядовитом гептиле, как «Протон», а на керосине с окислителем в виде жидкого кислорода. Однако, новая ракета-носитель «Ангара», за разработку и изготовление которой «хруничевцы» взялись 20 лет назад, не поднялась в воздух ни в 2005 году, как первоначально предполагало российское правительство, ни в 2007 году, ни в 2010. Более того. В 2010 году «Роскосмос», фактически, аннулировал результаты конкурса на разработку новой отечественной РН тяжелого класса от 1994 года, объявив новый конкурс, который выиграл «триумвират» в составе РКК «Энергия» и ГРЦ им Макеева во главе с «ЦСКБ-Прогресс». Эти ракетостроители обязались уже в 2015 году начать летно-конструкторские испытания РН «Русь-М» с полезной нагрузкой 23,5 тонн (с перспективой увеличения до 100 тонн) , а в 2018 году выполнить этой ракетой первый грузовой рейс с нового российского космодрома «Восточный».

 

proton

Однако, с приходом к руководству Федеральным космическим агентством в 2011 года Владимира Александровича Поповкина ситуация с «Ангарой» вновь изменилась. Осенью 2011 года В.А. Поповкин, фактически, единолично убедил Совет безопасности России остановить работы по «Руси-М», и вновь вывел в приоритеты российской ракетно-космической отрасли работы по созданию комплекса «Ангара». Нынешний руководитель «Роскосмоса» Олег Николаевич Остапенко, очевидно, также решил довести этот проект 20-летней давности, на который, за это время было потрачено более 160 млрд. руб., до какого-то логического конца. Поэтому в июне этого года легчайшая версия «Ангары» – «Ангара 1.2» с полезной нагрузкой 1,5 тонн была наконец-то установлена на стартовый стол космодрома «Плесецк». Если бы она взлетела, то это стало бы десятой попыткой ГКНПЦ им Хруничева поднять ее в воздух, начиная с 2005 года. Однако, и этот старт «Ангары» был отложен на неопределенное время. Очевидно, причины нелетности «новой» российской ракеты, если так можно назвать эту двадцатилетнюю РН, нужно все же искать внутри управленческой и административной деятельности ГКНПЦ им Хруничева. А она такова, что ракеты-носители именно этого концерна в последние годы доставляют наибольшее число огорчений. По статистике, на 26 запусков «Союзов» производства «ЦСКБ-Прогресс» с октября 2010 года по весну 2014 года пришлась только одна авария. Но даже в этом случае ее причиной, по заключению комиссии, стала нештатная работа двигателя РД-0124, который изготавливается на воронежском КБ Химавтоматики и контроль над которым принадлежит ГКНПЦ им Хруничева. Статистика же летных происшествий с «Протонами» – основными РН, выпускаемыми «хруничевцами», куда более печальна. На 35 запусков этих ракет, произошедших в последние 5 лет, аварийными стали шесть.

 

Причем, причины, по которым падают «Протоны», порой шокируют специалистов, которые считают, что на большинстве предприятий ракетно-космической отрасли до сих пор царит высочайшая культура производства. Причиной падения «Протона-М» в прошлом году с тремя спутниками «Глонасс-М» на борту, по мнению комиссии, стала неправильная установка датчиков угловых скоростей системы управления РН. Три из шести этих датчиков были установлены «вверх ногами», и, естественно, не могли выдавать верную информацию

(Источник http://expert.ru/2014/06/29/pochemu-angara-opyat-ne-vzletela/).

 sergiy

Пока эксперты изучали обломки упавшего “Протона”, к расследованию подключился настоятель Правосланого храма на Байконуре отец Сергий. Он быстро выяснил причину неудачного старта и тут же сообщил корреспондентам свое заключение: “С “Протоном” получилось необъяснимым образом – я случайно не оказался в городе и ракету пускали без моего благословения – тут опять же тот самый промысел Божий”. Все просто – ракета не была освящена, поэтому не полетела! Священник говорит, что руководство Роскосмоса и сами члены экипажей с большим уважением относятся к процедуре освящения и принимают участие в обряде. “Бывает часто, что мы отправляем в космос не только православных космонавтов, но и людей с другой верой. Все они целуют крест и мы их окропляем святой водой”, – добавил отец Сергий. Очевидно, хорошая молитва перед стартом – самое лучшее средство повышения надежности российских ракет. Интересно, что думают о русских иностранные космонавты, когда проходят этот “важный” элемент предстартовой подготовки?

(Источник: http://avmalgin.livejournal.com/4021833.html)

 

2. Неуправляемая ракетная империя

 

За последние 50 лет российская ракетная промышленность превратилась из сети достаточно компактных предприятий в огромную империю, где есть свои «президенты», целая армия генералов (генеральных директоров и конструкторов), и бесчисленное количество более мелких руководителей. В этой империи свои «правила игры» и своя корпоративная этика, где жестко наказывается любое инакомыслие, и очень сильны консервативные настроения. В Советском Союзе деньги не считали. Весь народ работал на «светлое будущее», на оборону тратились миллиарды, колбасу продавали по талонам, а внутренней универсальной валютой населения была полулитровая бутылка водки за 4 рубля 12 копеек. В то время предприятия ракетной промышленности строились с большим размахом, «про запас» и где попало. Таким образом, в настоящее время мы получили в наследство множество полуразвалившихся ракетных заводов и заводиков, которые зачем-то пытаются объединить в новую гигантскую «Объединеную ракетную корпорацию», считая, что после таких перемен, эти старые деградировавшие предприятия “в едином строю” начнут работать по-настоящему.

 

Уже сейчас понятно, что чуда не будет. Даже если старые предприятия до отказа набить новыми станками и компьютерами, специалисты умнее не станут. Для успеха, надо иметь не только хорошие заводы, но и хорошую продукцию, которую на этих заводах можно производить. Гениальные идеи по приказу не появляются. Какая продукция есть у ракетных предприятий на сегодня? Ничего нового – одни громкие заявления и рутинные проекты типа «Русь» или «Ангара». Сколько в эти проекты денег ни вкладывай, они лучше не станут. Нужен поиск новых идей, привлечение новых специалистов и создание новых возможностей для инженерного творчества. Где люди, которые умеют строить ракеты? Одни ушли в коммерцию в начале «перестройки», но готовы вернуться, если будет куда. Другие (не менее талантливые) уже работают на госпредприятиях, но им не дают развернуться. Третьих можно привлечь перспективой, но ее нужно создать.

 

3. Новые люди, новые идеи и очень старые проблемы

perestroika2
Можно бесконечно говорить «правильные слова» о необходимости перемен, внедрении всевозможных усовершенствований и всевозможных модернизаций ракетной промышленности. Но на практике мало кто способен что-то сделать реальное. Говорунов очень много – а практических результатов почти нет. Точнее они есть, но их не пускают в ракетное производство, которое за несколько десятилетий превратилось в кормушку для целой армии обманщиков, которые создают видимость работы, и получают за это деньги. Такие руководители не заинтересованы в появлении новых разработчиков, которые умеют работать по-настоящему. Поясню это примером из практики: Допустим, в ракетной промышленности работают специалисты, которым хочется не просто просиживать свое время, получая зарплату за несуществующую работу, а сделать что-то реально-полезное, например, ракету нового поколения. Однако, если действовать “стандартным” образом, у любого нового проекта весьма туманная перспектива застрять в бесконечных инстанциях, рассматривающих проекты. Поэтому самый короткий путь – это создание нового независимого коллектива, и активные действия напрямую, например, информируя потенциальных заказчиков – Роскосмос, Министерство обороны РФ или НТС ВПК при Правительстве РФ.

 

Если реально оценивать ситуацию, то можно отметить значительное отставание российских ракетных технологий от зарубежных аналогов. Однако, это не хотят признавать некоторые руководители, которые из года в год обманывают обшественность своими громкими псевдопатриотическими заявлениями о превосходстве российской ракетной техники. Но, реальные события показывают другую картину – например, РН “Ангара” через 20 лет финансирования взлетела таки с одиннадцатой попытки, и пролетев несколько тысяч километров успешно упала на землю “в заданном районе”. За весьма длительное время проектирования эту ракету можно лишь условно назвать “новой”, поскольку ничего нового (кроме формы) в ней нет. Одно дело, что-то критиковать, другое – предложить конкретный способ, как исправить ту или иную ситуацию. Слушая уважаемых людей на многочисленных совещаниях и концеренциях, можно сделать вывод, что все понимают, что с ракетными делами в России полный бардак, но никто не знает, как это исправить. Конечно, принимаются “важные правительственные решения о реформировании ракетно-космической промышленности”. Создаются новые гигантские организации (не буду их перечислять). Но нет никакой ясности, что делать дальше. И нет никакой гарантии, что намеченные планы, щедро финансируемые государством, когда-нибудь осуществятся. Хорошо, если “да”. А если – “нет”? Трудно признать, что хорошие ракеты многие предприятия давно разучились строить. Творчески-деградированные предприятия можно переподчинять, как угодно. Можно им платить любые деньги и требовать от них гениальных разработок. Результат будет прежним. “А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”, – писал И.А. Крылов о современной ракетной промышленности два века назад.

 

Теперь представим, что несмотря на все усилия чиновников-бюрократов по уничтожению ракетных предприятий, каким-то чудом в них сохранилась группа энтузиастов, которые могут и хотят работать по-настоящему. Для осуществление своей мечты, они, например, создают инициативную группу и отдельное юридическое лицо (например, такое, как ЗАО “РК Старт”). При этом надеются, что действуя независимо от старых предприятий-монстров, в режиме кооперации, “на чистом месте” смогут быстрее создать ракету нового поколения, которая будет летать по-другому. Долгие годы чиновники всех уровней дурачили государство, и приспосабливали ракетную промышленность России под свои нужды, превратив ее в свою личную “кормушку”. В этом “междусобойчике” есть своя строгая иерархия от “авторитетов-академиков” до руководителей более мелкого калибра. В целом существует хорошо отработанная система бюрократического противодействия (саботажа), где работают “очень опытные специалисты”. Такой бюрократический заслон почти невозможно преодолеть. Любой новый проект, представленный этим “экспертам” когда-нибудь будет рассмотрен. Но после рассмотрения гарантировано отметен, как “не достаточно проработанный”, “не перспективный” или еще по какой-либо “очень уважительной причине”. Уже многие годы в ракетной промышленности нет никакого конкурса идей, никакого реального рассмотрения, никакой господдержки творческой инициативы. Вот поэтому то в России и нет новых ракет. И не будет, пока не появится элементарная система господдержки творческой инициативы, пока не научатся выявлять и отстранять бездельников, пощряя настоящих специалистов. Например, известно, что если врач не умеет лечить, то – он не врач. Такого отстраняют от работы, чтобы не калечил людей, и принимают на работу нового, более умелого врача. Но в ракетной промышленности все по-другому. Если какое-либо старое предприятие не умеет делать ракеты, а просто расходует государственные деньги, то это предприятие почему-то не закрывают, а упорно из года в год вкачивают в него огромные суммы денег, очевидно надеясь на какое-то чудо. Но чуда пока нет, и новые ракеты по-прежнему не летают!

trio